Главная ФГОС и ГОС

Начальное общее образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №73 с углубленным изучением предметов
эстетического цикла г. Владивостока»

П Р И К А З

от 18 мая 2015 г. Владивосток                              №124/К

 Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования

В целях обеспечения эффективного введения обучения на ступени начального общего образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», на основании решения педагогического совета (протокол №2 от 03.11.2010)

п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить основную образовательную программу начального общего образования МОУ СОШ №73 и ввести ее в действие с 01.09.2015 года.
  2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 

Директор МОУ СОШ №73                                                                                              В.Г. Куськало 


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №  73 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г. Владивостока» являются Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

1.1. Назначение ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 73 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г. Владивостока» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный с:

  • изменением ведущей деятельности ребенка – переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющийся социальной по содержанию;
  • расширением сферы его взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, которая определяет новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • формированием у школьника умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в ходе образовательного процесса;
  • изменением самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

В основе реализации ООП лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного поликонфессионального состава;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

1.2. Структура ООП НОО (п. 16 ФГОСНОО)

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО.

3. Учебный план НОО.

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО.

5. Программы отдельных предметов, курсов.

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО.

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

9. Создание информационно-образовательной среды начальной школы, ориентированной на достижение новых образовательных результатов.

1.3. Этапы реализации ООП НОО 

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников ООП НОО делится на три этапа.

Первый этап (первый триместр первого класса) — переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

В адаптационный период у детей наиболее интенсивно происходит осмысление нового социального положения, закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношение к учебной деятельности, общению с учителями и одноклассниками, самому пребыванию в ОУ.

Цели этапа: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработать основные правила и нормы школьной жизни. Решение задач данного периода образования решается через образовательный модуль «Первый раз в первый класс», рассчитанный на 170 часов (первые два месяца обучения) и программой адаптации первоклассников к школьной жизни «Введение в школьную жизнь».

Второй этап (второй триместр первого класса — первое полугодие четвертого класса). Его основная цель — конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

Третий этап (второе полугодие четвертого года обучения), как и первый, имеет переходный характер. Цель этапа — обеспечить постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

2. Планируемые результаты освоения ООП HОО

Целью реализации ООП НОО являются обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок данной программы, овладение им знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемыми личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состоянием здоровья.

2.1. Планируемые результаты освоения ООП НОО

1) личностные результаты:

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

• сформированность мотивации к учению и познанию;

• ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

• сформированность основ российской, гражданской идентичности;

2) метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

3) предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

2.2. Ключевые компетентности

Особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе:

1) в отношении предметного мышления (решения задач, проблем):

• умение отличать известное от неизвестного;

• умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

• умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);

• умение находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации, в том числе в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.;

2) в отношении содержательной коммуникации:

• владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;

• умение презентовать свои достижения, что позволяет превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других;

• умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения, в том числе пробы общения в Интернете;

• умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;

• способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства) с разных позиций (автора, зрителя, критика);

• способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

3) в отношении владения информацией:

• правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст (независимо от скорости чтения), определять главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа, рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;

• классифицировать объекты, использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения;

• представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;

• читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;

• читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;

• находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

• следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;

• работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала;

4) в отношении саморазвития:

•способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;

• способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;

•самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;

• умение определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

•умение обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;

• умение на основе установленных причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;

• умение предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;

• умение определять степень сложности заданий, находить образцы для проверки работы;

• умение сопоставлять свою работу с образцом, оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;

• умение сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей), осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.

2.3. Задачи обучающихся, решаемые в ходе реализации ООП

Для достижения образовательных результатов младший школьник должен в ходе реализации ООП решить следующие задачи:

• освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

• научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;

• овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

• научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

• приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;

• научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии, научиться удерживать правило и следовать ему;

• научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте, овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов.

2.4. Задачи педагогов, решаемые в ходе реализации программы

Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи:

• обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

• способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности, создать комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

• формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей, организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы, осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

• создавать условия для продуктивной творческой деятельности обучающегося (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);

• поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении, обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;

• создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.

3. Учебный план НОО

Механизмом реализации ООП НОО является учебный план.

3.1. Учебный план основного образования

Образовательные области Предметы, включенные в расписание в рамках образовательной области Система учебников   «Школа России«» и  «Начальная школа XXI века» количество часов в неделю    
1 кл 2 кл 3 кл 4 кл всего
Инвариантная часть
Филология (языки и литература) Русский язык 5 5 5 5 20
Литературное чтение 4 4 4 3 15
Английский язык - 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 41 41 162
Информатика и ИКТ
Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир 2 2 2 2 8
Искусство, технология Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология 1 1 2 2 6
Музыка - 1 1 1 4
Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12
Итого 21 23 23 23 90
Рекомендуемый максимальный объем домашних заданий в день   1 1,5 1,5 1,5

3.2. План внеурочной деятельности

 

Система учебников   «Школа России«» и  «Начальная школа XXI века»     
1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Всего
Внеурочная деятельность
Спортивная  2 4 4 4 14
ИЗО студия, фитодизайн 2 2 2 2 8
Хореография 2 2 2 2 8
Хор, фортепиано, скрипка 2 2 2 2 8
Всего 8 10 10 10 38

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО

Универсальные общие способы действия (ключевые компетентности) — средства, которыми должен обладать человек по включению в современные процессы, а также в специфические человеческие формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие лицо современного мира и современной экономики.

Ключевыекомпетентности Умения Инструмент Форма (вид) оценки
1 2 3 4
Компетентность в решении проблем (задач)
  • Видеть сильные и слабые стороны результата своей деятельности;
  • получать дополнительные данные, выбирать метод для решения;
  • уточнять формулировку задачи;
  • выявлять и использовать аналогии;
  • оценивать продукт деятельности на основе критериев;
  • формулировать вывод о соответствии полученного продукта замыслу;
  • сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта;
  • выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
  • планировать решение задачи, определять ресурсы для её решения
Учебные и проектные методы (технологии), носящие межпредметный характер. Наличие разновозрастных групп. Коллективное решение в малой группе, публичное представление результатов работы, экспертная оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты.
Учебная (образовательная) деятельность
  • Подбирать необходимые задания для ликвидации проблем в обучении
  • осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «для оценки» учителю, классу;
  • самостоятельно определять критерии для оценивания;
  • оценивать свою работу по заданным критериям;
  • находить образцы для проверки работы, сопоставлять свою работу с образцом;
  • определять для себя сложность задания (осуществлять адекватный выбор);
  • видеть (определять) ошибкоопасные места (возможные ошибки) при решении практической задачи;
  • определять объем заданий, необходимых для ликвидации проблемных зон в обучении; осуществлять простейшее планирование своей деятельности;
  • осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;
  • определять причины своих и чужих ошибок, подбирать из предложенных заданий те, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;
  • высказывать предположения о неизвестном, предлагать способ провер­ки своих гипотез, инициировать поиск и пробы известных (неизвестных) способов действий;
  • оценивать задачи (ситуации) как подходящие под данный способ дей­ствия или выходящие за границы способа;
  • доопределять и переопределять задачи в конкретных условиях;
  • определять границы собственного знания / незнания
Организация и выполнение домашней самостоятельной работы Итоги рефлексии обучающимися выполненной ими самостоятельной работы, анализ самостоятельной работы учителем, сопоставление оценки школьника с оценкой учителя
Информационная компетентность
  • Правильно выполнять действия в соответствии с заданной инструкцией;
  • находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
  • читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;
  • представлять результаты данных в виде простейших диаграмм и таблиц;
  • использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывание суждений по результатам сравнения;
  • осуществлять устное описание объекта наблюдения;
  • пересказывать несложный текст по плану;
  • составлять простейший план несложного текста для пересказа;
  • определять главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значения разными способами;
  • правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст (независимо от скорости);
  • формулировать прямые выводы, заключения на основе фактов, имеющихся в сообщении (тексте);
  • интерпретировать и обобщать информацию;
  • вычитывать информацию из текста, различая описания фактов и явлений и их объяснение;
  • отсеивать лишние «зашумляющие» данные и видеть дефицит данных;
  • выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
  • находить в сообщении информацию, заданную в явном или неявном виде;
  • выбирать способы получения информации;
  • уметь планировать действия по поиску информации, формулировать поисковые запросы
Проектные задачи, проекты, трехуровневые задачи Решение задач и их балльная оценка
Коммуникативная компетентность
  • Понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;
  • осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в Интернете);
  • презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
  • использовать способы внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебно-практических задач;
  • вести дискуссию и участвовать в ней;
  • проводить интервью;
  • выступать с мультимедийным сопровождением;
  • создавать текст-рассуждение, обосновывая свою гипотезу или вывод из опыта;
  • создавать текст-описание проведенных наблюдений и опытов;
  • формулировать собственное мнение в понятной для собеседника и аудитории форме;
  • создавать объекты со ссылками и иллюстрациями, графические схемы, планы, видео- и аудиозаписи;
  •  создавать сообщения различной природы (устные, письменные тексты)
Групповые взаимодействия, устные и письменные дискуссии, творческие работы, сочинения презентации Публичное представление результатов, экспертная оценка взрослых и школьников
Компетентность взаимодействия
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновения интересов;
  • инициировать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;
  • инициировать и осуществлять сотрудничество со взрослым (учителем);
  • учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
  • проявлять интерес к различным точкам зрения;
  • учитывать и использовать другое мнение, отличное от своего
Групповое и межгрупповое взаимодействие в образовательном процессе и социальной практике Экспертные суждения и оценка

Формирование названных компетентностей связано с выбором образовательных технологий. При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) в начальной школе педагог обязан руководствоваться возрастными особенностями и возможностями младших школьников и обеспечивать преемственность и плавность перехода обучающихся от одной ступени образования к другой. Поэтому на первой ступени обучения активно внедряются следующие методы и технологии:

деятельностные методы обучения, предполагающие приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;

технологии учебного сотрудничества, обеспечивающие расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, широкое применение всех видов коммуникации, в том числе использование возможностей информационно-коммуникационных технологий;

игровые технологии, способствующие решению основных учебных задач на уроке;

• оценочные системы, ориентированные на обучение детей само- и взаимооцениванию.

5. Программы отдельных предметов и учебных курсов

Область Предмет Система, модель обучения Программа (название, автор)
1 2 3 4
Филология Обучение грамоте  Традиционная. Система учебников «Школа России» и «Начальная школа XXI века» Обучение грамоте Горецкий В.Г.,,(Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова)

Литературное чтение.

Система учебников «Школа России» и «Начальная школа XXI века»

Литературное чтение Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.,(Л.А. Ефросинина).

Русский язык

Русский язык (С.В. Иванов),

Математика Математика Система учебников «Школа России» и «Начальная школа XXI века» Математика Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., (В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова)
Обществознание и естествознание Окружающий мир  Система учебников «Школа России» и «Начальная школа XXI века» Окружающий мир (Н.Ф. Виноградова) 
Физическая культура Физическая культура Традиционная.Система учебников «Школа России» и «Начальная школа XXI века» Комплексная программа по физической культуре Лях В. И.,(Т.В. Петрова)
Искусство и технология Изобразительное искусство Система учебников «Школа России» и «Начальная школа XXI века» Изобразительное искусствоНеменская Л. А.,(Л.Г. Савенкова)
Технология Технология Лутцева Е. А., Зуева Т. П.,(Е.А. Лутцева)

Музыка

Музыка Критская Е. Д., Сергеева Г. П.,.,(В.О. Усачева, Л.В. Школяр)

Согласно требованиям ФГОС, программы отдельных учебных предметов и курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Программы разработаны на основе требований к результатам освоения образовательной программы и программы формирования УУД.

Каждая программа содержит:

  • пояснительную записку;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • описание целостных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В систему учебников «Школа России» входят следующие программы учебных предметов:

• «Русский язык. Обучение грамоте» (Горецкий В. Г);

• «Русский язык» (Канакина В.П., Горецкий В.Г);

• «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В);

• «Математика» (Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В);

• «Окружающий мир» (Плешаков А. А);

• «Технология» (Лутцева Е. А., Зуева Т. П.);

• «Изобразительное искусство» (Неменская Л. А.);

• «Физическая культура» ( Лях В. И);

• «Музыка» (Критская Е. Д., Сергеева Г. П.,);

• «Английский язык» (М.В. Вербицкая).

В систему учебников   «Начальная школа XXI века» входят следующие программы учебных предметов:

• «Русский язык. Обучение грамоте» (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова);

• «Русский язык» (С.В. Иванов);

• «Литературное чтение» (Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова);

• «Математика» (В.Н. Рудницкая);

• «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова);

• «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова);

• «Технология» (Е.А. Лутцева);

• «Изобразительное искусство» (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.Н. Протопопов);

• «Физическая культура» (Т.В. Петрова, Ю.А. Копы­лов, С.С. Петров);

• «Музыка» (Л.В. Школяр, В.А. Школяр, В.О. Усаче­ва);

• «Английский язык» (М.В. Вербицкая).

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО (концептуальная часть).

6.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО 

Высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях много­национального народа РФ.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспита­ние, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, иници­ативного и компетентного гражданина России.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

1) в области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

2) в области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

3) в области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как к основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

6.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО

Система базовых национальных ценностей (в соответствии с Концепцией):

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, пол и культурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности ре­лигиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

6.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО.

Направления Ценности Формы и виды деятельности
1 2 3
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок. Поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества Беседы, диспуты, экскурсии, средства музейной педагогики (школьный музей великой Отечественной войны)
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике Беседы, диспуты, экскурсии, совместная работа с районной библиотекой
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие На уроках и в формах внеурочной деятельности
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Здоровье (физическое, нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психическое), стремление к здоровому образу жизни Беседы, диспуты, совместная работа с психологической службой, спортивные мероприятия
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание Беседы, диспуты, экскурсии
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве Беседы, диспуты, экскурсии, музейная педагогика (школьный музей декоративно-прикладного искусства)

6.4. Содержание духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

• ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

• ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

• знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

• знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

• участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими, совместная работа с районной библиотекой, проведение конкурсов чтецов;

• получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

• участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности: театральных постановках, литературно-музыкальных композициях, художественных выставках и др., отражающих культурные и духовные традиции народов России);

• ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных для России религиозных организаций;

• участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

• ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

• усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

• посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных и растениях;

• получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

• расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

• участвуют в экскурсиях на производственные предприятия, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями;

• узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и родственников, участвуют в организации и проведении презентаций на тему «Труд наших родных»;

• получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старши­ми детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

• приобретают опыт уважительного и творческого от­ношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе ОУ и учреждений дополнительного образования детей, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творче­ских и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

• участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамот­ном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

• получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

• получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школьном зимнем саду и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

• посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

• усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

• ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

• обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве нашего образовательного учреждения и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

• обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

• получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе дополнительного образования);

• участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

• получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

• участие в художественном оформлении помещений.

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (концептуальная часть)

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующей познавательному развитию обучающего, достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. 

Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью).

Система оздоровительных мероприятий, проводимых в ОУ: утренняя зарядка, уроки двигательной активности, проходящие на улице, лыжная подготовка, правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления обучающихся (проведение игр, работа за конторками, физкультминутка).

Участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья.

Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях ОУ и учреждений дополнительного образования детей; при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований).

Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха.

Получение навыков слежения за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационального пользования оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений).

Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива ОУ) (в ходе бесед с педагогами, психологами. Медицинскими работниками ОУ, родителями (законными представителями).

Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями).

8. Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта и образовательным процессом и системой оценки.

Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета школьником и не допускает сравнения его с другими учениками.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ  системы оценки результатов ФГОС . Этот текст позволяет составить общее представление о системе оценки, чтобы сформулировать свои вопросы к ней, которые необходимо разрешить в процессе внедрения системы. 

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.  Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определѐнной системе).  Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.  

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.  На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.  После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)?  2. Удалось получить результат (решение, ответ)?  3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?   

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решѐнных задач.  За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. 

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;  таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику. Отметки заносятся в таблицы результатов:  Обязательно (минимум):   за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),  за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум):  за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.  «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учѐба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.  Основные разделы «Портфеля достижений»:   показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);  показатели метапредметных результатов;  показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).  

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).   

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.  За задачи, решѐнные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещѐ овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. 

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трѐх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочѐтами). Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:   либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);   либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочѐтами).  Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно». Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10- балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.  

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?  Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).  Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.  

Предметом итоговой оценки обучающихся являются достижения в развитии ключевых и предметных компетентностей, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами. В итоговой оценке реализации ООП выделяются три составляющие:

• результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;

• результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;

внеучебные достижения младших школьников.

Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся используются:

  • справочники, сборники правил по каждому предмету, плакаты, цифровые учебные объекты – как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
  • презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) – как форма сохранения результатов поисковой работы группы.

Для сохранения результатов практических работ обучающихся используются:

  • творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме порфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
  • выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме портфолио. Портфолио ученика представляет собой форму организации продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов, продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.), «карт знаний», «карты успешности» и т.п.

9. Создание информационно-образовательной среды начальной школы, ориентированной на достижение новых образовательных результатов.

При реализации ООП НОО в ОУ предусмотрены специально организованные места, постоянно доступные младшим школьникам и предназначенные для: общения, подвижных занятий, групповой и индивидуальной работы, демонстрации своих достижений.

Во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, обеспечен доступ педагогов и обучающихся к информационной среде ОУ и глобальной информационной среде.

Каждый класс начальной школы имеет закрепленное за ним учебное помещение (кабинет):

  • учебное пространство предназначается для осуществления образовательного процесса и обеспечивается столами для индивидуальной работы, столами с раздаточным учебным материалом, находящимся в свободном доступе для детей, учебными книгами и лабораторным оборудованием на стеллажах, компьютером с выходом в Интернет для самостоятельного поиска информации, а также интерактивной доской с возможностью проецирования на доску со стационарного или мобильного компьютеров с потолочным размещением проектора без напольной проводки, средствами цифровой фото-, видео- и аудиофиксации. Местом для выставок ученических работ, а также дополнительными досками для обучающихся.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование школьниками и педагогами в образовательном процессе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей начальной ступени образования.

Подразделение начальной школы ОУ имеет оборудованный кабинет информатики (для проведения учебных занятий по информационным технологиям, а также кружковых занятий и проектной деятельности).

Для организации всех видов деятельности младших школьников в рамках ООП каждый класс имеет доступ по расписанию в следующие помещения:

  • спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион).
  • актовый и хореографический залы;
  • кабинеты иностранного языка, оборудованный персональными компьютерами со средствами записи и редактирования звука и изображения, средствами обеспечивающими индивидуальную аудиокоммуникацию;
  • кабинет музыки, обеспеченный оборудованием, включающим простые музыкальные инструменты (представители основных семейств музыкльных инструментов), средства аудио- и видеофиксации;
  • технологическая мастерская, оснащенная оборудованием для технологии, включающим устройства и мини-станки для обработки материалов.

Наверх


ТХЭКВОНДО

Контакты
  • Адрес: 690066 г. Владивосток, ул. Шилкинская 19
  • Тел: 241-77-76; 241-55-54
Мы на Facebook
Мы на Одноклассниках
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.